Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

Кастер, «Атака легкой кавалерии» и «Они умерли в сапогах».


Велика все-таки «волшебная сила искусства». Атака легкой кавалерии туда-обратно продолжалась двадцать минут (сама атака из классического фильма 1936 года – в ролике), последний бой генерала Кастера – от получаса до часа. А фильмы об этом выросли до эпических картин на два с лишним часа, образцы бездарного и бессмысленного побоища стали символами героического самопожертвования. Как?
Харизматический (в тогдашних представлениях, в сегодняшних - скорее «мужчина в трико») Эррол Флинн и будущая Мелани Оливия де Хэвиленд обеспечивают романтическую линию на фоне роскошной природы, тигров и балов. Могучая фантазия сценаристов переносит реальную резню в Канпуре во время восстания сипаев в Крымскую войну, а адского раджу некоего Суристана – в Крым, на помощь русской армии. И свара командующих с неверно понятым приказом оборачивается сознательной жертвой кавалеристов, идущих на смерть под стихи Теннисона, лишь бы достать упомянутого раджу. Пушкари реакционно сметают наступающих под инструментальное «Боже, царя храни» и даже govoryat po-russki.
Съемки конницы, в обоих фильмах наверное, уже неповторимы – люди и лошади на самом деле разбивались насмерть (свыше двухсот лошадей, немногим меньше, чем в реале), на компьютере такое не изобразить. Пока, во всяком случае.
Интересное вышло бы зрелище, если бы раджу играл Бела Лугоши ака Дракула, как хотели вначале (представляет раджу-кровопийцу, с демоническим «муа-ха-ха» парящим над Балаклавой и англичан, забрасывающих его осиновыми пиками).
«Они умерли в сапогах» заметно похож – те же герои, только Кастер вначале изображен редкостным раздолбаем. Чего стоит начальная сцена: сержант Вест-Пойнта языком XIX века выясняет у новичков-кадетов, зачем они пошли в его любимую кавалерию. Появляется разодетый в пух и прах всадник с борзыми, общая тревога, все встают во фрунт, приветствуя ожидаемого генерала. Эррол Флинн, лучезарно улыбаясь: «Мак-Сим кадет Джордж Армстронг Кастер». Абсолютный раздолбай и фанфарон в кино спасает Соединенные Штаты в битве при Геттисберге, очертя голову укладывая полк за полком в лобовых атаках, сам каждый раз счастливо возвращаясь за свежей партией. В итоге дивизия Кастера понесла наибольшие потери среди северян. См. также
Но любовь преобразит отчаянного выпивоху, и после свадьбы киношный Кастер станет образцом дисциплины, одерживая победу за победой, между прочим, осаждая Петербург. После победы Севера и некоторого перерыва Кастер продолжит нарываться на неприятности, воюя уже с индейцами. И таки нарвется, влетев вместе с отрядом в 210 человек прямо в середину громадного индейского лагеря у Литтл Биг Хорн. Опять же по красивым романтическим причинам, чуть ли не защищая индейцев от посягательств на их землю (подумаешь, именно реальный Кастер сообщил об обнаружении золота на земле индейцев, с понятными последствиями, и резал он их без сантиментов). А главным негодяем фильма будет офицер по фамилии Шарп :). Когда увидел в титрах Энтони Куина, подумал - померещилось :). Оказывается, нет:



Поскольку со стороны бледнолицых рассказать после боя о деталях было некому, подробности известны только от индейцев. Вкратце, отряд Кастера после перестрелки был вырезан при соотношении сил от одного к трем до одного к девяти. В XIX веке такого поражения от индейцев больше не было... Хотя в фильме показана оборона в окружении, вероятно, дело решилось в одной решительной атаке. Что интересно, в кино индейцы атакуют пополам с ружьями и луками, как они и рассказывали, хотя потом будет ходить много слухов об их победе за счет нечестных многозарядных винтовок.
"Форт Апач" с Генри Фондой в роли прототипа Кастера и Джоном Уэйном также намекал на этот бой, но уже показывая его как результат полной недооценки противника и заносчивости храброго офицера на ровном месте.
Британский фильм о легкой бригаде резко отличается по духу от голливудских. Он горек. Середина XIX века – солдат в элитную часть набирают из последних подонков общества, и обучают по методу «сено-солома», сержантов порют в стиле Хайнлайна. Просто нет слов. Офицеры, купившие звание за деньги, в упор не видят воевавших в Индии. Генералы в ставке только что половички не грызут от ярости друг на друга. Ни тебе забанить, ни в комменты нагадить… Кавалеристы падают на марше замертво от холеры. В итоге была бригада – и не стало бригады. Только измученные перемазанные кровью и сажей люди, едущие и бредущие обратно. И никто не виноват, все отбоярились.





Изюминка фильма – оживление политических карикатур той эпохи мультфильмами в стиле Yellow submarine. Такого издевательства над англосаксонской пропагандой лично мне видеть не доводилось – британский лев рыкает на символ России агрессивного медведа (до Ктулху еще не дойдет), толпа радостно поет о падении Севастополя, а затем живые люди идут под ядра…
Tags: История, Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments