Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

Кастер, «Атака легкой кавалерии» и «Они умерли в сапогах».


Велика все-таки «волшебная сила искусства». Атака легкой кавалерии туда-обратно продолжалась двадцать минут (сама атака из классического фильма 1936 года – в ролике), последний бой генерала Кастера – от получаса до часа. А фильмы об этом выросли до эпических картин на два с лишним часа, образцы бездарного и бессмысленного побоища стали символами героического самопожертвования. Как?
Харизматический (в тогдашних представлениях, в сегодняшних - скорее «мужчина в трико») Эррол Флинн и будущая Мелани Оливия де Хэвиленд обеспечивают романтическую линию на фоне роскошной природы, тигров и балов. Могучая фантазия сценаристов переносит реальную резню в Канпуре во время восстания сипаев в Крымскую войну, а адского раджу некоего Суристана – в Крым, на помощь русской армии. И свара командующих с неверно понятым приказом оборачивается сознательной жертвой кавалеристов, идущих на смерть под стихи Теннисона, лишь бы достать упомянутого раджу. Пушкари реакционно сметают наступающих под инструментальное «Боже, царя храни» и даже govoryat po-russki.
Съемки конницы, в обоих фильмах наверное, уже неповторимы – люди и лошади на самом деле разбивались насмерть (свыше двухсот лошадей, немногим меньше, чем в реале), на компьютере такое не изобразить. Пока, во всяком случае.
Интересное вышло бы зрелище, если бы раджу играл Бела Лугоши ака Дракула, как хотели вначале (представляет раджу-кровопийцу, с демоническим «муа-ха-ха» парящим над Балаклавой и англичан, забрасывающих его осиновыми пиками).
«Они умерли в сапогах» заметно похож – те же герои, только Кастер вначале изображен редкостным раздолбаем. Чего стоит начальная сцена: сержант Вест-Пойнта языком XIX века выясняет у новичков-кадетов, зачем они пошли в его любимую кавалерию. Появляется разодетый в пух и прах всадник с борзыми, общая тревога, все встают во фрунт, приветствуя ожидаемого генерала. Эррол Флинн, лучезарно улыбаясь: «Мак-Сим кадет Джордж Армстронг Кастер». Абсолютный раздолбай и фанфарон в кино спасает Соединенные Штаты в битве при Геттисберге, очертя голову укладывая полк за полком в лобовых атаках, сам каждый раз счастливо возвращаясь за свежей партией. В итоге дивизия Кастера понесла наибольшие потери среди северян. См. также
Но любовь преобразит отчаянного выпивоху, и после свадьбы киношный Кастер станет образцом дисциплины, одерживая победу за победой, между прочим, осаждая Петербург. После победы Севера и некоторого перерыва Кастер продолжит нарываться на неприятности, воюя уже с индейцами. И таки нарвется, влетев вместе с отрядом в 210 человек прямо в середину громадного индейского лагеря у Литтл Биг Хорн. Опять же по красивым романтическим причинам, чуть ли не защищая индейцев от посягательств на их землю (подумаешь, именно реальный Кастер сообщил об обнаружении золота на земле индейцев, с понятными последствиями, и резал он их без сантиментов). А главным негодяем фильма будет офицер по фамилии Шарп :). Когда увидел в титрах Энтони Куина, подумал - померещилось :). Оказывается, нет:



Поскольку со стороны бледнолицых рассказать после боя о деталях было некому, подробности известны только от индейцев. Вкратце, отряд Кастера после перестрелки был вырезан при соотношении сил от одного к трем до одного к девяти. В XIX веке такого поражения от индейцев больше не было... Хотя в фильме показана оборона в окружении, вероятно, дело решилось в одной решительной атаке. Что интересно, в кино индейцы атакуют пополам с ружьями и луками, как они и рассказывали, хотя потом будет ходить много слухов об их победе за счет нечестных многозарядных винтовок.
"Форт Апач" с Генри Фондой в роли прототипа Кастера и Джоном Уэйном также намекал на этот бой, но уже показывая его как результат полной недооценки противника и заносчивости храброго офицера на ровном месте.
Британский фильм о легкой бригаде резко отличается по духу от голливудских. Он горек. Середина XIX века – солдат в элитную часть набирают из последних подонков общества, и обучают по методу «сено-солома», сержантов порют в стиле Хайнлайна. Просто нет слов. Офицеры, купившие звание за деньги, в упор не видят воевавших в Индии. Генералы в ставке только что половички не грызут от ярости друг на друга. Ни тебе забанить, ни в комменты нагадить… Кавалеристы падают на марше замертво от холеры. В итоге была бригада – и не стало бригады. Только измученные перемазанные кровью и сажей люди, едущие и бредущие обратно. И никто не виноват, все отбоярились.





Изюминка фильма – оживление политических карикатур той эпохи мультфильмами в стиле Yellow submarine. Такого издевательства над англосаксонской пропагандой лично мне видеть не доводилось – британский лев рыкает на символ России агрессивного медведа (до Ктулху еще не дойдет), толпа радостно поет о падении Севастополя, а затем живые люди идут под ядра…
Tags: История, Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments