Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Category:

Об отечественном "кино"

По просьбе одного человека - выкладываю текст, написанный год два назад (с тех пор ничего не изменилось). Тогда я был добрее и наивнее :). Ни к чему, собственно, не призываю, просто попросили. :)

Мне так сложно разговаривать с людьми, которые ни... не понимают в кинематографе © сами-знаете-кто

У нас графики больше, чем весь «Гарри Поттер» с графикой и без графики... © сами-знаете-кто-2

Я вон, тоже не умею снимать, но это же не повод податься в режиссеры? © сами-знаете-кто


Похоже, в отечественном кино складывается определенная тенденция. ИМХО, нижеописанные особенности характерны не только для «блокбастеров», но и вообще для большинства фильмов, включая ТВ, детали в целом одинаковы.
Сначала берется бюджет. Небольшой, от трех до десяти миллионов не-рублей. Бюджет вручается режиссеру, который до этого не снимал ничего. Т. е. вообще ничего. Как вариант – режиссер, чей последний приличный фильм датируется 19… годом. Учитывая маститость кадров, сюжет берется не абы какой, а самый что ни на есть – нам ли размениваться на мелочи? Хорошо идут экранизации классики, главное, чтобы нескучно было. На худой конец, современного бестселлера. Можно и про войну чего-нибудь. Про какую войну – не важно, зритель все равно отличий не заметит. Еще неплохи исторические зарисовки – о поэте каком, или об императоре.
На главную мужскую роль приглашается (переходящий) русский секс-символ. На остальные мужские роли, по убывающей – свои люди из тусовки, молодые актеры, люди из телефонного справочника, еще живая «старая гвардия». На женские роли приглашаются девушки, «которые пока не определились, становиться им актрисами или индивидуалками, тем более что в последнее время разницы особо нет» © И. Кошкин.
Перед выходом на экраны даются интервью, в которых:
рассказывается о величии режиссера;
описываются невероятные труды по точному и кропотливому воссозданию истинной атмосферы;
упоминаются невероятные спецэффекты 21-го века, и в десятки раз дешевле, чем в Голливуде;
Фильм показывается в лучших кинотеатрах, на множестве сеансов. Выбирается не просто лучшее время, но заботливо убираются любые возможные альтернативы. Все это сопровождается ненавязчивой рекламой, включая новостные программы. Я не знаю, завершают ли, скажем, дикторы BBC свои новостные блоки сюжетом о замечательном фильме производства той же компании. Если да, то меня поправят.
Результат: фильм бьет кассовые рекорды, счастливые создатели имеют успех и всевозможные призы. Через некоторое время все повторяется сначала, новый фильм рвет предыдущий рекорд как Тузик грелку. Зрители говорят «не, ну рекордсмены № 1, 2, 3 конечно, фигня, но вот этот – да…». Странное дело, в Голливуде снимаются сотни фильмов, но рекорды того же «Титаника» (что по сборам, что по наградам) держатся годами. Да и в советское время, ЕМНИП, далеко не каждый фильм обгонял предыдущий.

Собственно вопросы. Почему?
Почему тему, за которую возьмется не каждый режиссер с многолетним опытом, доверяют снимать зеленому как огурец новичку? Причем ладно бы тот был поклонником книги, фанатом личности и т. п. Так нет же, творец, извините за выражение, ни уха ни рыла не понимает в данной теме. И знает это. Но снимает. Актерская игра (за редким исключением) соответствует режиссуре. У нас в школе на елочных спектаклях играли с большим вдохновением и старанием. Сценарий создает впечатление, что его автор злоупотреблял тяжелыми наркотиками, потому что такой бред нарочно не придумаешь. Причем фильм подается как истинная и непреложная правда. Спецэффекты и операторская работа … Когда-то отличительной особенностью нашего кино была способность за копейки сделать любое мыслимое зрелище. Похоже, теперь пришла пора делать наоборот. То, что целые эпизоды внаглую цельнотянуты – это уже общее место. Причем на недоуменные вопросы следует реакция, достойная общепризнанных мэтров и гениев жанра. Я не говорю о деньгах, уж их-то продюсеры должны считать. Или для нашего кино это уже не суммы, а так, легкая закуска?
Особая тема – содержание фильма. Я раньше думал, гениальность экранизаций не в том, чтобы оставить от первоисточника в лучшем случае одно название. Но это еще цветочки. В конце концов, в советское время тоже могли славно поиздеваться (правда, никто не называл это точнейшей и истинной экранизацией). Хотелось бы спросить – по какому праву «творческие» группы раз за разом поливают отборной грязью реальных людей, от живущих до давно умерших? Вот это – единственное, что авторы делают всегда, с большим пылом и удовольствием. Они не с Луны свалились и не из Америки приехали, однако упорно показывают своих же соотечественников сборищем умственно и физически неполноценных уродов. Достаточно взглянуть на рекламные фото к фильмам, по идее – отражающим лучшее, что в них есть. Оскорбляются не просто люди, а целые эпохи, причем оскорбляются совершенно сознательно и нагло. Цитирую: "«Вы никогда не обращали внимания, что, к примеру, последний рейтинговый сериал, обошедшийся без «Кровавой гЫбни», прошел по телевизору пару лет назад и назывался «Идиот»?
Я даже не знаю, с чем такое можно сравнить. В США фильм с подобным замыслом закончился бы на стадии поиска денег. Даже если бы он каким-то чудом и был бы снят, фильму не предоставили бы проката. А если предоставят - в запасе будут десятки фильмов, где пропагандируются традиционные ценности общества и нужная точка зрения. И не только в США. Скажем, китайцев возмутила такая, по нашим меркам, "мелочь", как китайские актрисы, изображающие японских гейш. И никакие разговоры о художественной условности их почему-то не убеждают.
Часто принято кивать на Голливуд, дескать, там тоже так делают. Извините, Питер Джексон и Сэм Рейми до ВК и «Человекопука» годами зарабатывали себе имя. И в независимом кино (а ужастики составляют большую часть такового) сделать себе репутацию несколько труднее, чем в московской тусовке. Сколько лет снимал и продюсировал Спилберг, прежде чем взяться за «Список Шиндлера», СРР и «Мюнхен»?
Мэл Гибсон полжизни отдал кино, состоялся и как актер, и как режиссер, и только потом снял «Страсти Христовы». «Морпехов», фильм о войне без особых претензий снял режиссер, сначала получивший за работу «Оскара».
Самое печальное не в качестве фильмов, а в отсутствии выбора. Я могу назвать хорошие отечественные фильмы в своем жанре, и немало, уверен, что и другие форумчане могут. Но. О них не кричат на всех углах, их практически невозможно найти не только в кино, но и на носителях. Учитывая такой перекос, картина складывается удручающая.

P. S. современный. По моему опыту, качество отечественного фильма обратно пропорционально рекламе. Увы, их снимают не для того, чтобы зритель получил удовольствие - иначе откуда такое хамство по отношению к зрителям, а чтобы банально "распилить бабки". Зрители, покорно "жующие кактус" за свои же деньги в надежде, что в сотый раз вместо кактуса попадется пирожное, напоминают историю, как ушлый человек поставил вместо игрового автомата заведомо неработоспособную конструкцию из трубы. И ничего, туда кидали деньги, и автора идеи даже привлечь было не за что. Пока в стране найдется достаточно любителей кактусов, готовых окупить любую чушь, ситуации нет нужды меняться.
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments