Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

«А какой хороший был проект» (мемуары конструктора).

По итогам многих дискуссий специалистов сформулировал для себя три общих правила (в большинстве случаев срабатывают):
1) Если в серию не пошел замечательный самолет – смотри на мотор.
2) Если в серию не пошел замечательный пулемет/автомат/пушка – смотри на цену.
3) Если проиграл замечательный полководец – смотри на снабжение.
Например, вот что пишет Сергей Абросов в «Воздушной войне в Испании».
Вся партия прибывших И-16 (31-я серия, з/н 5210217-5210278) оказалась бракованной и практически малопригодной для боевых действий. Формально поступившие И-16 были 5-го типа, в действительности они имели отличие от выпущенных ранее машин, обозначенных тем же 5-ым типом. Главное отличие «нового» И-16 тип 5 от «старого» И-16 тип 5 заключалось в установке другого двигателя – М-25А (начиная с 25-й серии), который был немного мощнее М-25. Кроме этого, новый И-16 имел воздушный винт меньшего диаметра. Другие изменения, о которых просили летчики (усиление вооружения, установка козырька кабины и бронеспинок), не были внесены. Конструкторы и производственники поставили новый, неопробованный двигатель и снизили мощность планера. Возможно, это давало на испытаниях прибавку несколько километров в час к максимальной скорости. А на практике оказалось, что крылья новых И-16 отваливались в воздухе, двигатели «сдавали» (т. е. выходили из строя) после считанных часов работы. Подробно об этом сообщается в письме инженера Стоклицкого от 8 июля 1937 года. «Катастрофы на И-16 вызвали резкое недовольство летного состава, эти явления все увязывали с вредительством на заводе» - докладывал 28.08.1937 полковник П. А Котов.
«Конечно, были и есть целый ряд явлений в нашей жизни, которые отрицательно влияли и влияют на настроение летного состава. К таким явлениям относятся: присылка нам вредительски построенных самолетов И-16 с мотором М-25 (апрель-май). В этих моторах мы находили стружку и тряпки; эти моторы очень плохо работали, дребезжали и трясли. Не было почти ни одного вылета, чтобы у кого-либо мотор не сгорел. Часть самолетов этой серии, присланная нам, не была опробована в воздухе даже на заводе.
В результате, как известно, мы понесли серьезные потери вне боя, когда на простом пилотаже ломалась консоль правой или левой плоскости. Так погибли товарищи Колесников и Лесников. Не исключена возможность, что та же консоль явилась причиной гибели тов. Моисейко, Бурова, Аржанова, а возможно, еще кое-кого» (полковой комиссар С. Ф Агальцов, доклад от 20.12 1937) (стр. 145-146).
В итоге даже опытнейшие летчики, орденоносцы П. Н. Шустов и М. Д. Романов, пилот знаменитой «красной пятерки» В. М Кравченок отказывались летать, ссылаясь на нездоровье.
Еще пример – история знаменитого И-185. Часть вторая.
2) Автомат Федорова был очень сложен в производстве – слишком жесткие допуски. Даже сам Федоров не предлагал его как основное оружие пехоты. Поэтому и стоил автомат как половина «Максима» или 46 трехлинеек, частники сразу требовали заказа не менее 50 000 штук. В первой партии на Румынском фронте их воевало… восемь штук. А на Западном – четыре. Запустить автомат в серию смогли только в 1921, а сделали за все время серийного производства только 3200 (Федосеев, «Техника и вооружение», № 4 за 2007 год). При этом в Туркестане «автоматическое ружье Федорова совершенно отказалось от работы»
Или гранатомет Таубина.
Ту-2 на 1942 год стоил миллион рублей (втрое-вчетверо больше Ил-2), при этом на 93 вылета - по техническим причинам потеряно семь самолетов. "Несмотря на то, что полк летал днем и без прикрытия, немецким истребителям не удалось сбить ни одного Ту-2. Вооб­ще, более серьезную угрозу представля­ли ненадежные двигатели М-82. Их ава­рии стали причиной 11 вынужденных по­садок и прекращения десяти боевых выле­тов. По разным причинам пришлось заме­нить 17 двигателей, еще восемь дорабаты­вали последние часы моторесурса".
Или ЗИС-2 – хорошая пушка против танков, но на 1941 хоть и выпускалась, но стоила ровно как батарея дивизионных орудий (70 000 рублей и 17 500) или БТ-7, и при этом была крайне малоэффективна против других целей – не было хорошего ОФ снаряда. А ЗИС-3 могла работать по всем целям на поле боя (и танкам тоже) и в серии цена снизилась до 9 тысяч. А Ф-34 стоила пять тысяч, чуть дешевле сорокапятки или трех пулеметов ДТ с дисками.
3) Талантливый полководец Карл XII, с отличной армией, в решающей кампании оставил ее без еды, воды и пороха. А впереди был Полтавский бой… Не менее талантливый Роммель расходовал на немецкую дивизию в полтора раза больше ресурсов, чем американцы на свою, и втрое больше воды на человека, чем англичане, а потом жаловался на итальянцев. У Ватутина под Харьковом имевшийся автопарк мог перевезти горючего вдвое меньше потребностей....
Закончу цитатой из Михаила Николаевича Свирина:
-Что так смутило? Массовая не всегда хорошая.
-Это кто же делает плохое массово? Такое действо давно (у нас с XVIII века) вредительством зовется. Нет в истории таких примеров, чтобы плохое и массово. Как раз именно хорошее и стремились выпускать наиболее массово. А если соотношение "цена-качество" было великоватым, то работали над удешевлением.
Tags: История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments