Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

«А какой хороший был проект» (мемуары конструктора).

По итогам многих дискуссий специалистов сформулировал для себя три общих правила (в большинстве случаев срабатывают):
1) Если в серию не пошел замечательный самолет – смотри на мотор.
2) Если в серию не пошел замечательный пулемет/автомат/пушка – смотри на цену.
3) Если проиграл замечательный полководец – смотри на снабжение.
Например, вот что пишет Сергей Абросов в «Воздушной войне в Испании».
Вся партия прибывших И-16 (31-я серия, з/н 5210217-5210278) оказалась бракованной и практически малопригодной для боевых действий. Формально поступившие И-16 были 5-го типа, в действительности они имели отличие от выпущенных ранее машин, обозначенных тем же 5-ым типом. Главное отличие «нового» И-16 тип 5 от «старого» И-16 тип 5 заключалось в установке другого двигателя – М-25А (начиная с 25-й серии), который был немного мощнее М-25. Кроме этого, новый И-16 имел воздушный винт меньшего диаметра. Другие изменения, о которых просили летчики (усиление вооружения, установка козырька кабины и бронеспинок), не были внесены. Конструкторы и производственники поставили новый, неопробованный двигатель и снизили мощность планера. Возможно, это давало на испытаниях прибавку несколько километров в час к максимальной скорости. А на практике оказалось, что крылья новых И-16 отваливались в воздухе, двигатели «сдавали» (т. е. выходили из строя) после считанных часов работы. Подробно об этом сообщается в письме инженера Стоклицкого от 8 июля 1937 года. «Катастрофы на И-16 вызвали резкое недовольство летного состава, эти явления все увязывали с вредительством на заводе» - докладывал 28.08.1937 полковник П. А Котов.
«Конечно, были и есть целый ряд явлений в нашей жизни, которые отрицательно влияли и влияют на настроение летного состава. К таким явлениям относятся: присылка нам вредительски построенных самолетов И-16 с мотором М-25 (апрель-май). В этих моторах мы находили стружку и тряпки; эти моторы очень плохо работали, дребезжали и трясли. Не было почти ни одного вылета, чтобы у кого-либо мотор не сгорел. Часть самолетов этой серии, присланная нам, не была опробована в воздухе даже на заводе.
В результате, как известно, мы понесли серьезные потери вне боя, когда на простом пилотаже ломалась консоль правой или левой плоскости. Так погибли товарищи Колесников и Лесников. Не исключена возможность, что та же консоль явилась причиной гибели тов. Моисейко, Бурова, Аржанова, а возможно, еще кое-кого» (полковой комиссар С. Ф Агальцов, доклад от 20.12 1937) (стр. 145-146).
В итоге даже опытнейшие летчики, орденоносцы П. Н. Шустов и М. Д. Романов, пилот знаменитой «красной пятерки» В. М Кравченок отказывались летать, ссылаясь на нездоровье.
Еще пример – история знаменитого И-185. Часть вторая.
2) Автомат Федорова был очень сложен в производстве – слишком жесткие допуски. Даже сам Федоров не предлагал его как основное оружие пехоты. Поэтому и стоил автомат как половина «Максима» или 46 трехлинеек, частники сразу требовали заказа не менее 50 000 штук. В первой партии на Румынском фронте их воевало… восемь штук. А на Западном – четыре. Запустить автомат в серию смогли только в 1921, а сделали за все время серийного производства только 3200 (Федосеев, «Техника и вооружение», № 4 за 2007 год). При этом в Туркестане «автоматическое ружье Федорова совершенно отказалось от работы»
Или гранатомет Таубина.
Ту-2 на 1942 год стоил миллион рублей (втрое-вчетверо больше Ил-2), при этом на 93 вылета - по техническим причинам потеряно семь самолетов. "Несмотря на то, что полк летал днем и без прикрытия, немецким истребителям не удалось сбить ни одного Ту-2. Вооб­ще, более серьезную угрозу представля­ли ненадежные двигатели М-82. Их ава­рии стали причиной 11 вынужденных по­садок и прекращения десяти боевых выле­тов. По разным причинам пришлось заме­нить 17 двигателей, еще восемь дорабаты­вали последние часы моторесурса".
Или ЗИС-2 – хорошая пушка против танков, но на 1941 хоть и выпускалась, но стоила ровно как батарея дивизионных орудий (70 000 рублей и 17 500) или БТ-7, и при этом была крайне малоэффективна против других целей – не было хорошего ОФ снаряда. А ЗИС-3 могла работать по всем целям на поле боя (и танкам тоже) и в серии цена снизилась до 9 тысяч. А Ф-34 стоила пять тысяч, чуть дешевле сорокапятки или трех пулеметов ДТ с дисками.
3) Талантливый полководец Карл XII, с отличной армией, в решающей кампании оставил ее без еды, воды и пороха. А впереди был Полтавский бой… Не менее талантливый Роммель расходовал на немецкую дивизию в полтора раза больше ресурсов, чем американцы на свою, и втрое больше воды на человека, чем англичане, а потом жаловался на итальянцев. У Ватутина под Харьковом имевшийся автопарк мог перевезти горючего вдвое меньше потребностей....
Закончу цитатой из Михаила Николаевича Свирина:
-Что так смутило? Массовая не всегда хорошая.
-Это кто же делает плохое массово? Такое действо давно (у нас с XVIII века) вредительством зовется. Нет в истории таких примеров, чтобы плохое и массово. Как раз именно хорошее и стремились выпускать наиболее массово. А если соотношение "цена-качество" было великоватым, то работали над удешевлением.
Tags: История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments