Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

Всеволод Овчинников о Китае, Тибете и чае у далай-ламы.

Как-то купил по случаю большой-пребольшой том «Избранного» Всеволода Овчинникова. Помимо знаменитой «Ветки сакуры» и не менее знаменитых «Корней дуба», а также "Горячего пепла" там были интереснейшие заметки о множестве стран. В т. ч. о Тибете, который Овчинников посетил в 1955 году - строго посередине между двумя ключевым для региона событиями – соглашением о мирном освобождении Тибета 1951 и мятежом 1959 года.

Как ни странно, на середину пятидесятых именно 1951 (а не 1949) год считался наиболее важной датой. 1949 трактовался как попытка отделения, инспирированная иностранными державами. По статье одиннадцатой Соглашения 1951 года, вопросы внешней политики и обороны были переданы Пекину, тогда как местная исполнительная власть осуществлялась администрацией далай-ламы, который был как духовным, так и светскими лидером. В соглашении говорилось, что центральные власти не будут менять политическую систему, функции и полномочия далай-ламы, не станут вносить какие-либо изменения в доходы монастырей. Войска китайской армии встали гарнизонами только в согласованных местах. Овчинников лично был свидетелем, что соглашение выполнялось – монастыри и аристократы по-прежнему владели всеми пашнями и пастбищами. На 1955 год среди миллиона жителей Тибета насчитывалось 600 тысяч крепостных земледельцев, 200 тысяч крепостных скотоводов, 50 тысяч ремесленников и торговцев. Седьмую часть населения (150 тысяч человек) составляли ламы.
Тем не менее сам ход событий – строительство шоссе (Тибет-Цинхай и Тибет-Сычуань), появление передвижных групп торговых магазинов (конец монополии местных перекупщиков) – алюминиевой посуды, керосиновых ламп, мыла, дешевого чая, естественно, размывал устои общества с колодками для рабов и захоронением людей под краеугольными камнями зданий (это тоже видел Овчинников).
Панчен-лама (равный по религиозному статусу далай-ламе), как и далай-лама, активно сотрудничал с центральными властями, особенно после наводнения 1954 года. Власти дали работу на строительстве шоссе, плату выдавали рисом по твердой цене, плюс семена.

В конечном итоге, такое положение перестало устраивать часть властей Тибета, и в 1959 произошел мятеж. Как уверен Овчинников, далай-лама был отнюдь не инициатором, а жертвой. Вооруженные выступления подавили, далай-лама бежал за границу. Пекинские власти решили, раз не вышло по-хорошему, будем по-плохому. Земли участвовавших в мятеже феодалов и монастырей (например, Дрепан) были конфискованы, у не участвовавших (Ташилумпо) - выкуплены и переданы крестьянам. Из двух тысяч монастырей к началу культурной революции осталось три сотни, после нее - десяток. Однако же монастырь Сера, храм Джокан, дворец Потала приказом премьера Чжоу Эньлая были защищены армией от хунвейбинов.
Население Тибета к 1995 году (когда Овчинников приехал еще раз) удвоились, лам осталось 35 тысяч. Студентов и школьников стало 150 тысяч. Зачинщики мятежа отсидели и получили обратно дома и прочее имущество, кроме земли. Как говорили Овчинникову в комитете по делам национальностей, далай-лама может вернуться, если откажется от идеи Тибета - «самоуправляемой демократической политической единицы, находящейся в ассоциации с КНР». КНР предлагает автономный район.

Немного зарисовок:

Меня встречает человек в обычной одежде буддийского монаха. Хитон из грубого местного сукна свободными складками облегает его фигуру, оставляя обнаженными руки. Далай-ламе немногим более двадцати лет. Лицо его, покрытое здоровым румянцем, а главное – живые глаза, пытливо глядящие из-под очков, не носят и следа нарочитой отрешенности, характерной для высокопоставленных буддистов.

Солнце тридцатой параллели в сочетании с ветром за каких-нибудь два часа буквально обугливает меня. К вечеру моя физиономия пылает красками заката. Даже щетина подбородке приобретает девический, нежно-золотистый оттенок. Но если от солнечных лучей можно закрыться, то как уберечься от сухости здешнего воздуха? Мои губы превратились в спекшуюся, кровоточащую рану. Слишком поздно я внял совету постоянно смазывать их жиром. Трескается, шелушится кожа на лице и руках, ломаются ногти. О сухости воздуха напоминают и другие сюрпризы. Открыв мыльницу, обнаруживаю в ней белую пыль. Мыло настолько пересохло, что от ударов о стенки искрошилось в порошок. То и дело рвется пленка в фотоаппарате.
Tags: История, Литература
Subscribe

  • "МГИМО финишед? Аск!"

    Читаю "Что я видел в Америке, что сделал в СССР": чертовски любопытные мемуары нашего человека, который на рубеже 20-30-х ездил в США изучать…

  • "Митчеллы против машин" (2021)

    1) Велоцирапторы фигня, ютарапторы гораздо круче :) 2) Мультик милый, но все время ощущение, что создатели просто умело жмут на твои "кнопки" А…

  • Впервые посмотрел "Белорусский вокзал" целиком

    Вчера в "Художественном" показывали с пленки. Неописуемое зрелище. Есть фильмы, которые показывают даже через полвека. Наверное, лучшие роли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • "МГИМО финишед? Аск!"

    Читаю "Что я видел в Америке, что сделал в СССР": чертовски любопытные мемуары нашего человека, который на рубеже 20-30-х ездил в США изучать…

  • "Митчеллы против машин" (2021)

    1) Велоцирапторы фигня, ютарапторы гораздо круче :) 2) Мультик милый, но все время ощущение, что создатели просто умело жмут на твои "кнопки" А…

  • Впервые посмотрел "Белорусский вокзал" целиком

    Вчера в "Художественном" показывали с пленки. Неописуемое зрелище. Есть фильмы, которые показывают даже через полвека. Наверное, лучшие роли…