Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

Два лучших фильма о Сталинградской битве

«Этот прекрасный офицер никогда не будет расстрелян. Если ему не удастся выполнить свою задачу, он умрет героем. У высших командиров этого преимущества нет».

«Русские танки раздавили нас…»


К юбилею победы под Сталинградом – давно обещанные отзывы о фильмах «Великий перелом» (советском) и «Собаки, вы что, хотите жить вечно?» (немецком). Думаю, это лучшие фильмы о Сталинградской битве, показавшие ее целиком - от солдата в окопе до верховного командования.

Что интересно, за весь фильм город, который обороняли, ни разу не назовут, хотя опишут специфику битвы именно за Сталинград в мельчайших деталях, и даже покажут немецкую карту с тем же названием. Показали, по деталям и очень доступно, уникальную для кино «кухню» стратегии. Это не просто рисование стрелок и ношение красивой формы, это очень тяжелый и сложный труд. «Мужество полководца не в лихости кавалериста, а в способности беспристрастно оценить положение». Показали даже «невозможные» с точки зрения сегодняшнего зрителя вещи – старорежимного генерала с застенчивым «изволите ли видеть» объясняющего, как французы в 1940 могли бы оборонять Париж, и какие именно особенности «города» помогут обороняющимся. Советские генералы могут яростно спорить, орать на подчиненных и даже впадать в панику. Предупреждение в беседе, что за сдачу позиции офицер будет отвечать вплоть до расстрела, и ответ: «я отвечаю за свою позицию, пока нахожусь на ней, прошу вашего приказания, чтобы меня не вызывали в штаб без лишнего повода». Раскрыта тема второго фронта и помощи союзников – немцы именно рассчитывают на быстрый выигрыш, пока нет второго фронта. «Боюсь, если сдать город, то мы будем иметь второй, а то и третий фронт». Объяснили, что город удержали за счет казавшихся проигранными атак с фланга, не позволивших немцем смять защитников. Как собирали артиллерийский кулак. Как сознательно отказались от эвакуации важнейших заводов, хотя спасли заводы Украины и Запада – «пустой город армия защищать не будет», На войне иногда приходится скрывать и от своих – знай генерал, что резервы ему дадут, и он мог бы не выдержать и отступить. Тогда эти резервы вместо накопления и внезапного удара пришлось бы бросить в мясорубку. А ведь о резервах знали, требовали, но не давали!
Отличная роль Марка Бернеса – генеральского шофера. Надо срочно восстановить связь, но посланные не могут подобраться к месту разрыва. Бернес посидел, посмотрел, с неподражаемой интонацией сказал «шляпы» и пошел сам.
Здания в буквальном смысле рушатся на голову, а солдаты спокойно держатся, вплоть до рукопашных с элитными частями немцев. И генералы тоже гибнут на посту с раздробленными ногами. А их родных приходится хоронить в степи, тайно – чтобы немцы не надругались. А потом лейтенант Федоров примет капитуляцию фельдмаршала Клауса, завоевателя Бельгии и победителя Дюнкерка, знакомого нашим военачальникам еще по кампании 41-го…
Никогда раньше не слышал об этом фильме. Вероятно, потому, что «Великий перелом» -это название одной из статей Сталина. Ну не идиотами ли были заправилы нашего кинематографа? Впрочем, такими они и остались…

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

«Мы не уйдем отсюда. На том берегу для нас земли нет».


Молодой, но опытный немец - офицер связи прибывает к союзникам-румынам на фланге Сталинграда. Сменщик радостно сообщает, что «эти пчелы ведут себя подозрительно» -русские явно готовят наступление, так что я сваливаю, а вам – счастливо оставаться. Румынский генерал подтверждает, что это жжж – неспроста, уже перехватили приказ о завтрашнем наступлении, а у румын нет ни танков, ни противотанкового вооружения. Информация доходит до фюрера в Берлине. Фюрер дает разрешение двинуть на помощь танковый корпус. И в это же самое время начинается советская артподготовка. Создатели не стали изобретать велосипед, а взяли лучшую советскую кинохронику – вой настоящих «катюш» внушает ужас, гаубицы поднимают в воздух все, на переднем плане добавлены гибнущие немцы с румынами. А потом пошли танки (тоже настоящие)… Съемки – великолепные, одни из лучших в военном кино вообще.
Фильм делался по горячим следам, как и «Великий перелом», так что попыток свалить всю вину на предателей-румын или изменника-Паулюса не было и в помине. Отлично знали всю топографию – Питомник, Гумрак, Калач, Тацинская… Во многих деталях напоминает «Солдат, которых предали» Вельца и «Катастрофу на Волге» Видера – как сначала сожгли припасы, готовясь к прорыву, а потом приказ изменили, и сидели в чистом поле; как голодные солдаты находили тайные склады с деликатесами для избранных; как цеплялись за улетавшие самолеты; как умирали раненые, официально лишенные снабжения, а им по радио рассказывали о трехстах спартанцах, уже похоронив всю армию. Из посланных на прорыв возвращается один обмороженный солдат, лепечет «Русские танки раздавили нас» и падает замертво. Русские спокойно долбят окруженных артиллерией, пулеметами и снайперами, а тем и ответить нечем, и жрать нечего. Русских тоже показали очень достойно, в том числе в сцене перемирия. Заканчивается фильм капитуляцией – солдаты в рванье складывают оружие и бредут в плен, перешагивая через падающих. Потрясенный подчиненный входит к фюреру - «Шестая армия уничтожена», тот спокойно отвечает – «Это всего лишь армия, выставьте новую».

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Tags: История, Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 106 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →