?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Главная проблема отечественного писательства
ecoross1


Долго обещал пост - надо выполнять :).
Так исторически сложилось (тм), что в ленте у меня примерно половина - писатели. Хотя читаю я их не за это. А если взять собирательниц фанфиков, историков, редакторов и издателей - так и каждый первый :). Поэтому позвольте поделиться некоторыми мыслями на тему, почему в отечественной фантастике (и не только в ней) ситуация такая, какая есть. Вдруг кому пригодится.
Вот у нас есть отечественный писатель. Он пишет первую книгу. Ожидание: Стивен Кинг и Джоан Роулинг, рыдая, подают гению тапочки.

Реальность: читателям пофиг. Издателям еще больше. Если очень повезет - начинается увлекательная игра "кто кого первым кинет", и почему-то играют писатели, а выигрывают в нее издатели :). Последние могут рассказать немало cool story о редактировании, выпуске, политике издательств и прочем.  Могу привести один простой пример, как о выходе книги оба автора узнали... совершенно случайно.
Итог: вместо Кинга и Роулинг отечественный писатель - самое несчастное и обижаемое создание в Галактике. На обложке "Император Сталин: против ветра!" - братья Винчестеры против Керриган, аннотация  -  кровавая оргия в кроваво-кровяном марсианском аду, серия с Т. О. Ч. К. А. М. И. Русский боевик/детектив/фэнтези - не жанр, а диагноз еще в том тысячелетии. Сейчас фантастика и тем более АИ уверенно занимают ту же нишу.
Потом писатели собираются в кружок и плачут: "издатели сволочи, оооо! читатели неблагодарные твари, качают и не ценят, ааа! все прочие писатели вообще гады, ыыы!" Чем усиливают свой тлен и безысходность. Что не отменяет печальных фактов, что издатели,  читатели и конкуренты - нередко таки да :).
Самое страшное - я не знаю ни одного здешнего писателя (кроме пары любителей), у которого не было бы серьезных проблем со здоровьем. А то и хронических. Многие нестарые и очень уважаемые мной люди вообще, грубо говоря, померли. Надо что-то делать.
Сразу скажу. Я не разбираюсь в литературном процессе писательства. Совсем. Кульминация, завязка, финал и пр. Подозреваю, что и вкуса у меня нет. Очень многие авторы имеют хороший литературный язык - спасибо десяткам лет ликбеза. А то и прекрасный. Гораздо лучше, чем у автора этих строк. Гораздо. Но вот то, что этим языком зачастую делают... "Сердце Пармы" или "Библиотекарь", например.
Уважаемые творцы, поднимите руки - кто из вас ни разу не насиловал труп вдовы братьев Стругацких?
И не писал про попаданцев?
И ни разу не вставлял в роман себя, друзей и врагов Кролика? А любимую игрушку?
А если честно? :)
И каждый думает, что он один такой гениальный прием взял :). Не забуду шока, когда на семинаре у Дивова маститые знающие люди обсуждали "Обитаемый остров", как что-то новое. Да. Полвека.
Простите, золотая эпоха НФ, когда можно было писать на русском "Дарт Вейдер против булрати" и не палиться - ушла. И "русбой против братвы". И когда "мэтры" допускали штампы, над которыми в 60-е издевались. Неракетчики и швейцарские ландскнехты тоже прилагаются. Кто успел - съел. Сейчас даже Games workshop отс... эээ отступило, когда емнип Dark Hunters первой застолбила женская фэнтези :).
Умный читатель прочитает оригинал. Остальной - прочтет да что угодно. Буквально. Проверено.
И открою секрет - эпоха, когда в лучших домах подбирали библиотеки под цвет обоев, а полутора фантастов обожали как Борцов с Системой -  ушла еще раньше. Пережили ее Бушков, Головачев, Никитин - остальные сломались. А сейчас у народа полно других занятий.
Отсюда вытекает следующая проблема. Матчасть.
Типичная беседа:
Писатель (-ца) (с энтузиазмом) Я тут пишу альтернативную историю/роман о викторианской Англии.
Я (радостно) а ты "Да не опустится тьма"/"Бейкер-стрит и окрестности" читал/читала?
Писатель (-ца). А кто это?
Я. Эээээ...
Очень. Много. Раз. Поверьте.
Сейчас уже боюсь спрашивать. Пошлый вопрос, кто читал хотя бы современных зарубежных коллег (а то и отечественных), даже не задаю.
Простите, тогда вы еще не писатели. Писатели - это Дюма, Толстоевские, Уэллс, Конан Дойл, Полевой, Симонов, Перес-Реверте, Сапковский, Бакстер, Робинсон, Стивенсон... Слейд :). Кинга я уже называл. Дик Фрэнсис об одних лошадках сколько смог.
Они не только знают "как", но и "о чем". Тот же Реверте  для рОмана "тыщ-пыщ, привет Гаскони" может копить материал десятки лет. И обработать - на полдюжины диссертаций. Да, и сидя в архивах - а у отечественных "писателей" от этого слова обычно приключаются падучая :). Вот поэтому его читают и экранизируют, и смотрят даже у нас.
И даже их трешак надо уметь писать - см. наемники Майкла Вильямсона, зомби Джона Ринго, Ларри Коррейю...
Отечественное писательство - русская рулетка: найдет консультанта/соавтора/редактора или не найдет? послушает - не послушает? "А теперь - оргия в аду!"
Извлекать все из головы (своей) - но так ведь и рехнуться можно? Причем чем хреновее ситуация на рынке, тем сильнее писатели погружаются в пучины фантазии.
Редкая обратная проблема - автор может показать любую лайбу в Северной Атлантике на любую дату, или может "коротенько" рассказать устами частного кибердетектива лекцию по геологии. Но зачастую страдает литература. Поверьте, знакомо :).
При этом есть немало хороших отечественных писателей. А то и отличных. Забавно, что нередко территориально они не совсем отечественные :). "Место проклятое".
Есть также люди с хорошими книгами - просто они по жизни кто альпинист, кто с симпатичными медичками работает, кто палеонтологией/пострелушками/медициной увлекается. Игродел. Художник. Востоковед. Охотознатец. Или живет себе с мужем, кошками и крысками и не парится :). Они не зацикливаются "ах, я непонятый гений, пойду напишу еще десяток книг и буду Страдать".
Есть люди, которые не пишут книг вовсе - но по языку, логике изложения и стилю... Они - могут. Даже пост в ЖЖ будет чеканно прекрасен.
Когда писатель физически не может не писать - он называется другим словом :). Или он гений :). А если он не знает,  о чем пишет - он ламер. Простите.
Вы в курсе, сколько лет одинокая домохозяйка Роулинг пробивала свои книжки? А Кинг? То-то и оно. На моей памяти Кассандра Клэр "сперва добилась" от фанфиков на ВК до экранизаций в Голливуде. И вы, здоровые мужики (независимые дамы),  нередко с бородой, а то и мечами, всерьез считаете самыми несчастными во Вселенной себя?
Продавая себя на оргии в марсианском аду, а потом заламывая руки - "вы и убили-с".
Лично я уже устал объяснять "на обложку не смотрите, и название, на аннотацию тоже, это честно-честно хорошая книга!"
Финал - страдания политотой, когда беспокоит Гондурас. "Рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь". Пример - не так давно все сети были завалены глубокими мыслями насчет стрельбы и полиции. Простите, кто это писал? Полицейский? Консультант полиции, как Ричард Касл? Может, афроэтосамое? Нет, это писал а) отечественный писатель б) фантаст в) альтернативной истории. Т. е. ээ фантазер в кубе - см. выше. Нюанс - его герои просто обожают стрелять "копов" и "ментов". И вы это читали всерьез? Правда? Вы б еще журналиста спросили :). Там хоть кто-то обязан быть на месте событий :).
И тут даже не важны политвзгляды автора - "все хуже". Это уже настоящий финал.
Надо признать, что один-единственный автор (увы, я не любил и не люблю его книги за нарастающий садизм и недоработку как стиля, так и особенно матчасти), таки ответил за базар IRL. И вроде недавно нашел настоящее призвание :).

Слышу крики "Да ты просто завидуешь!!!" Увы, кому-кому, а завидовать отечественным писателям нет нужды (см. выше про обложки). Я хоть и Евгений, но далеко не Тарле :). И не Федосеев с Айрапетовым. Но. У меня есть пара ликбезных книг, есть немало статей (и даже по специальности), немного радио и ТВ. Я перед ком угодно могу сказать, что вот это событие на русском не описывалось никем. А вот это и это - сам нашел в архиве. Чего опять же не сделал никто. И, боюсь, по моим темам - еще очень долго делать не будут. Буду рад ошибиться.

"Да ты небось все качаешь!!!"



Неа. Кстати, а кто из вас совсем ни разу ничего ни это самое? :) Век назад это неполиткорректно называлось "готтентотская мораль".
А хотите, подарю идеи? Бесплатно?
Кто из вас вместо "орки против штрафбата" пишет, ну скажем, научпоп-ликбез? В любой области? По космосу я знаю... целых двух  таких фантастов.
А ликбез сейчас дико востребован. И у меня лежит немало таких книжек. Купленных в бумаге, ага. Их авторы - могут.
А книги для детей?
Просто не то, что вы считаете фантастикой, наконец?
Иначе главной проблемой отечественной отечественного писательства так и будут...
И еще. В жизни, помимо писательства,  есть музеи. Выставки. Парки. Физкультура. Берегите себя. Но об этом - в следующий раз.


Вмазал. Аж за платочком пошла, шоп утираться было сподручней. Сильно. Красиво.

Пример - не так давно все сети были завалены глубокими мыслями насчет стрельбы и полиции.

Это о чем речь? Кажется, мимо меня прошло.

(Deleted comment)
Послежу за комментариями, мне аж занятно стало. Что-то похожее мы у меня на кухне в пятницу с издателем обсуждали за бутылкой доброго бургонского...

Только боюсь, кина не будет...

Мне тоже занятно :)

"Уважаемые творцы, поднимите руки - кто из вас ни разу не насиловал труп вдовы братьев Стругацких?"

Поперхнулся.
Даже не предполагал, что покойный Б.Н. Стругацкий был НАСТОЛЬКО популярен в литературных кругах:)

Они в хорошем смысле.
Но правда - нельзя же каждому автору именно вот это.

А список хорошего научпопа можно? А то надоело тыкаться

См. приколоченные "Познавательные книги" :)

http://ecoross1.livejournal.com/142283.html

Правда, современными я очень давно не пополнял.

Хорошо написано, настоящая критическая публицистика, при том, что чувствуется как автор себя сдерживает и цензурит в смысле выражений, но это несомненно на пользу. Такое надобно статьей в литжурнал.

Ну вот - в живой написал :)

В писательстве главная проблема та же, что и везде.
Объем рынка в соотношении с величиной издержек.
Именно за рынки век назад в подсвеченном огнеметами ипритовом аду европейцы глушили друг друга дубьем.
Вот помянутый Перес-Реверте. К его услугам 427 млн гишпаноязычных читателей.
Вот Роулинг. 339 млн англосаксов, более состоятельных, чем испаноязычные, особливо ежели сравнивать бывшие колонии.
А русскоязычных читателей 171 млн. И в губернских городах осталось по паре книжных магазинов, а в районных нет вообще. А стоимость простого воспроизведения писательской рабочей силы - особливо в Москве - на уровне Мадрида. И издержки издательского бизнеса на уровне Южной Европы, а то и выше.
Вот и все...


В общем да, проблема информирования читателей и доставки ему книг - это отдельная душераздирающая история...

-А русскоязычных читателей 171 млн.

И все это так... Но.

Сапковский :).

(no subject) (Anonymous) Expand
> Я не разбираюсь в литературном процессе писательства. Совсем. Кульминация, завязка, финал и пр.

что там уметь, наливай да пей... если хочешь толковый мануал именно по по этому аспекту - рекомендую "Кино между адом и раем" Митты. Что должно быть в хорошей истории с точки зрения удобовосприятия он там пишет.

в остальном - да, работать надо.

"Будем работать".

Спасибо за Митту - видел одну его лекцию, удивительно доходчиво.

И забавно, что наше кино страдает во многом теми же болезнями.

Ничего не понял.
Вы решили обратиться к графоманам? А смысл?
На мой взгляд - идеальная фантастика, это побочной эффект от какой-то научной деятельности. Самый простой пример - у вас в ленте чуть ниже. Кларенс предложил самый простой пример, избитый донельзя. В 90-е годы переносится банда Пятакова в 200 сабель, а за ней следом - зондер-команда Царицынской группы ЧОН.
Что начали обсуждать фигуранты? Калашниковы, милицию и т.д. Не понимая, что по психологии люди 20-х с той и с другой стороны - это просто берсерки. Для них смерть и убийство уже 8 лет - это вообще такая обыденность, которая случается каждый день. Что и с той и с другой стороны они привыкли к бою с превосходящим противником, в совершенстве владеют партизанской тактикой, тактикой террора и т.д.
А что этому могут противопоставить люди 90-х? Бывших качков, фалломорфирующих на Брюса Ли и Ван Дамма? Афганцев, отслуживших пару лет в Кандагаре, и не знавших ни разу, что такое биться в окружении, выходить из окружения через пулеметы и т.д.?
На всякий случай - для понятия, что такое обычный ЧОН. Легендарный Энвер-паша погиб 4 августа 1922 года, во время борьбы с басмачами, причем в конной схватке один из красных кавалеристов просто отрубил ему голову и часть туловища одним ударом. Более жесткого и удачного сабельного удара по идеям «турецкого мусульманского мира» тогда нанести было сложно. Этот же сабельный удар закончил все игры большевиков с младотурками и исламистами.
То есть для того же Кларенса, возьмись он за такую тему, сюжет попаданчества будет совершенно неважен, это будет сравнение двух психологий, двух подходов.
А что может дать в книге дяденька, который пишет "просто за фантастику"? Знаний у него нет, работать он не любит. Пользоваться придется только собственным мозгом и гуглом. Результат чаще всего плачевен. Потому что люди у нас не только мало что знают, они еще и искать не умеют. Более того, они не интересуются тем, о чем пишут. А это сразу отталкивает от чтения.

-Легендарный Энвер-паша

Интересно :) О печальном финале не раз читал, но не знал, что принял смерть от сабли.

-На мой взгляд - идеальная фантастика, это побочной эффект от какой-то научной деятельности.

Кстати да. И не только научной - см. примеры выше. Интересно, многие ли узнают авторов :).

-А что может дать в книге дяденька, который пишет "просто за фантастику"? Знаний у него нет, работать он не любит. Пользоваться придется только собственным мозгом и гуглом. Результат чаще всего плачевен. Потому что люди у нас не только мало что знают, они еще и искать не умеют. Более того, они не интересуются тем, о чем пишут. А это сразу отталкивает от чтения.

ППКС, увы. Тоже чувствуется, что накипело. Но поправлю - и гуглом пользоваться тоже не умеют. Итог - выше.
И отдельное спасибо - за то, что вы смогли. От первой книжки с тиражом ЕМНИП 500 штук - до ниши.

Edited at 2016-08-28 06:13 pm (UTC)

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Я смотрю в интернете кто-то неправ, поэтому выскажу свое единственно правильное и необходимое всем мнение.

Главный совет писателям - не пишите. Ушло время, когда это может стать профессией. Стать сейчас профессиональным писателем можно, но это гораздо сложнее чем стать хотя бы профессиональным фотографом. Не в плане сложности, а слишком мал процент тех кто выбьется наверх. Хотя есть и хорошая новость. Процент успешных среди начинающих рок-музыкантов наверное еще меньше.

Насчет образованности и эрудиции - я не уверен что это главное. Бывают очень простые, лишенные сякой вычурности, но тем не менее очень увлекательные произведения. И знание произведений на схожую с вашей книгой - тоже не всегда обязательно.

Но вот что точно подмечено - это то что всем насрать. И читателям и тем более издателям. Удастся вам чудом или с помощью какой пиар-акции привлечь к себе внимание - и читатели заметят. Не нужно даже что-то знать. Можно быть просто женой человека с Рублевки/режиссера/продюсера. И уже можно писать мемуары. А можно и детектив/фантастику. Какое-то внимание будет. Хотя врядли останетесь в аналлах.

Плагиат и избитые темы? Даже не смешно. С античных времен в литературе уже нет новых тем. А вся оригинальность - это декорации поверх личной интерпретации автора из истории Европы/Рима/событий Второй мировой или произведения Уэллса о вторжении марсиан. Кстати и Уэллс наверное у кого-то идею позаимствовал. Но зато классно преподнес.

И что такое признанные авторитеты? Многие из них - это те, кому повезло. Да еще и писали они во времена когда конкуренция среди писателей была ниже. Хотя кто-то ведь и в 19-м веке писал во Франции те дамские романы, которые привозили дамам в Россию килограммами в неразрезанном мире. Интересно, что стало с этими писателями? Кто их помнит? Ведь писали на актуальные темы. Ничем не хуже чем та же тема с попаданцами.

Помню как меня в свое время поразил шикартный троллинг Фенимора Купера со стороны упомянутого выше Конан Дойла. И ведь не поспоришь. Совершенно Купер в теме не разбирался и писал ахинею. И слог у него не самый увлекательный. Но ведь повезло. Запомнился.

Что я собственно хотел сказать? Наверное то, что всерьез рассчитывать на успех не стоит. Относитесь к писательству как к хобби. И шансы на то чтобы быть замеченным уменьшаются с каждым днем, с каждой новой выпущенной в мире книжкой. Ведь количество читателей в мире конечно и время, которое они посвящают книгам постоянно уменьшается с появлением каждого нового вида досуга и время провождения.

шикартный троллинг Фенимора Купера

Твен же, Fenimore Cooper's Literary Offenses?

Главная проблема отечественного писательства

Пользователь bodeh сослался на вашу запись в своей записи «Главная проблема отечественного писательства » в контексте: [...] Оригинал взят у в Главная проблема отечественного писательства [...]

>Нюанс - его герои просто обожают стрелять "копов" и "ментов".

Если это о Крузе, то это какая то альтернативная реальность. Нет у него таких героев.

Edited at 2016-08-28 06:35 pm (UTC)

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
В большинстве своём - да. Что забавно, в том числе именно поэтому у тех из них, кто умеет писать (именно в художественном смысле) - большие тиражи и стабильные аудитории.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Хм, хоть я и не писатель, всё же скажу - вроде писателям никто райской жизни и не обещал, вон Лукьяненко всем и вовсе советует тренироваться на кошечках в малой форме и пробиваться в сборники и конкурсы, потому что что бы не написал начинающий автор, всё равно сначала получится гуано, и со второго подхода получится оно же, и даже на третий раз запах "смрадной органики" будет витать над рукописью. Ну и да, уйма авторов может описать сцену - с пафосом, персонажами и прочими плюшками, а вписать этот утёс в здание произведения - уже с трудом, получается набор картинок, или локации в игрушке, а от одной к другой - пунктир. Так что школьные сочинения с планом рулят:)

Он прав.До того как завел ЖЖ у него и романы неплохи были.А в малой форме он очень хорош,был.

Изучение "Бейкер-стрит и окрестности" это уже второй уровень, если не третий.

Дальнейшее - рассуждения среднестатистического читателя.

Первый - научиться более-менее внятно излагать свои мысли. Иногда такое попадается, что просто ужас. Да, и грамотно. С этим тоже часто проблемы.

Второй, ну, примерно вот это: http://ru-2061.livejournal.com/106381.html

А потом уже можно и на третий переходить.

Совсем уж графоманов с ошибками как в ученическом сочинении я не беру - медицина тут бессильна :)

Эк тебя пробрало :)

Но в целом сложно что-то добавить.

Так сколько готовил :)