Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

Трудно оценить подвиг

Сегодня в РГВА случайно выдали чужие дела, полистал и нашел случай - очень характерный пример, насколько же трудно оценить историческое событие.
Описание боевых действий 3 бригады (бывш. 57) войск НКВД за 1942 год.
Доклад командующему армией 13-й армией генерал-майору тов. Пухову.
Еще в декабре один из советских бомбардировщиков, громивших тылы врага, сделал вынужденную посадку на территории противника. Экипаж самолета во главе с летчиком, дважды орденоносцем Леонтьевым В. И. через линию фронта нашей бригады благополучно возвратился. При наступлении подошли к месту посадки.
Несколько дней изучали, боялись, что немцы или экипаж заминировали,  затем политрук Беляев подполз. "Смелые разведчики сняли с самолета пулемет, парашют, отдельные детали и прикрыв самолет снегом вернулись в свою часть".

От линии немецкой обороны он находился на расстоянии 200-250 м на бугре, в полосе зрительной видимости при свете беспрерывного ракетирования.
Самолет - советский пикирующий двухмоторный бомбардировщик.
Работа развернулась 5-6 марта. Самолет загруз в 2-метровом снегу. Пробраться к самолету можно было только по открытой поляне, по глубокому снегу, преимущественно ползком.
Командование бригады на выполнение этой боевой задачи разведвзвод 120 батальона, возложив руководство на командира батальона майора Труничева. 170 человек лыжников истребительного батальона  во главе с ком. батальона тов. Толстым. 60 чел. учебного батальона во главе с младшим лейтенантом т. Болясниковым. Общее руководство было возложено на военного инженера 3 ранга, нач. инженерной службы бригады тов. Вайнштейна Ш. А.
Прежде всего заминировали подступы  к самолету со стороны противника, выставили усиленные отряды прикрытия. Расчистили путь к самолету от снега, поставили самолет на трое саней и скрытно от врага ночью, при абсолютной тишине, слившись со нежным покровом десятки бойцов и командиров стали вытаскивать самолет. За первые 3-4 ночи удалось оттащить самолет на 400 м от его места посадки. Фашисты обнаружили производимые работы и открыли минометный и пулеметный огонь по пристрелянной противником местности, но самолет уже находился 400-500 м дальше.
В последующие дни работы по выводу самолета происходили под минометным и пулеметным огнем противника, в пургу и метель. Самолет в лощине опять загруз. Тов. Вайнштейн изготовил  другую конструкцию саней на широких полозьях.
Колхозники (во главе с Чечериновым Иваном Андреевичем)  вместе с нашими бойцами расчистили путь шириной 8 м. Это был героический труд. Надо было расчистить дорогу пересеченную тремя лощинами от снежного покрова в человеческий рост.
18 марта работы по выводу советского самолета с территории противника были закончены. Теперь группа летчиков работает над разборкой самолета для перетранспортировки его в тыл.
Отличились Труничев, Вайнштейн, старший сержант, командир разведвзвода Емельянов, политрук тов. Беляев...

Командир 3 бригады войск НКВД полковник Соколов, военком полковник Бабкин.

О потерях не сказано. О судьбе самолета - тоже.
Вот что тут сказать? Там и тогда - безусловно героический подвиг (или нет - мы не знаем, как оценили). Здесь и сейчас - сотни людей уродовались под огнем ради самолета, тысячи которых будут лежать "на территории противника", а в 44 уцелевшие все одно спишут, а после войны - тем более. Но в 42 - советский самолет у врага. Может быть, толковый инженер (см. Иконникова) свинтил бы пару дефицитных вещей. Или нет. Были ли потери или сработало затишье и дефицит боеприпасов. Ничего этого мы не знаем. Мы не знаем, откуда шла инициатива - "бойцы добровольно предложили спасти самолет" или "злобный комиссар, решив прикрыть провал, под дулом пулемета гнал на смерть". Мораль - для оценки нужно сравнивать с прочими данными, а их нет.
Tags: Авиация, История, ЦАМО
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments