Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

«Солдат королевы» и «Черная книга» Верховена

Решил «экскремент сделать» © батька Ангел – посмотрел «Солдата королевы/Soldaat van Oranje» ака «Апельсиновый солдат» c Рутгером-наше-все Хауэром, а потом «Черную книгу» того же режиссера – Верховена. Т. е. с чего начинал Верховен тридцать лет назад, и что снял сейчас. И знаете, очень даже неплохо получилось :), потому что фильмы очень похожи (фото кликабельны).




Понравилось, что Верховен не стал снимать, как голландцы выиграли Вторую мировую. Поляки бы так и сняли («Ставка больше, чем жизнь», любимый фильм детства…) :). Ангосаксы со сдвигом на шпиономании сняли бы триллер о краже Самой Страшной Тайны Рейха.
А Верховен снял фильм о судьбе нескольких юношей. Люди живут, в теннис играют. Очень зацепила сцена дедовщины – как будто на сходке нацистов или в лагере «моей любимой морской пехоты». Оказывается, в Голландии так в университетах развлекались :). А потом началась война. Солдаты и начать не успели, а им уже говорят – все, война окончена. Всем спасибо. Интересно, фразой «У нас нет стольких самолетов» не намекал ли Верховен на роль Голландии в возрождении люфтваффе? Очень может быть. И началась оккупация. Очень разная. Бесподобный эпизод – парад голландских борцов с тоталитаризмом, идущих на Восточный фронт, благодарные жители вручают героям цветы и кричат «Убейте Сталина!». Кому-то танцы до упада, кому-то подбирать еду по помойкам, кому-то пляж для побега, кому-то дюны для могилы. Кто-то выберет СС, кто-то – Сопротивление. Верховен всем воздал. Энтузиазм любителей и холодный расчет профессионалов («Если эти голландцы и погибнут, неважно – свою роль они уже выполнили»). Отличная роль королевы Нидерландов. Думаю, потому лучший перевод именно «Солдаты королевы» (хотя не все ее солдаты были солдатами королевы).
Тема © раскрыта. Неоднократно. В том числе раскрыта тема крепкой мужской дружбы в виде горячих объятий (прекрасная половина зрителей должна быть счастлива). Что Хауэр в черной майке, подтяжках и фуражке выглядит почетным посетителем бара «Голубая устрица» - это еще ничего. Но когда он зажигательно танцевал со знакомым врагом… Лежал. :) «И что там было? Танцы, сэр. В основном, танцы». По слухам, Верховен хотел еще раскрыть тему в «Плоти и крови», но в Голливуде ему не дали. :)
Несмотря на большую тягу Верховена к «немецкому неигровому», уважаю принцип режиссера, что эсесовцев (особенно добровольцев) надо мочить в сортире. Целиком разделяю и поддерживаю.
Хауэр, чертяка, играет великолепно. Удивительно, что с его-то внешностью типичной белокурой бестии, он и позднее играл неарийцев, особенно – лейтенанта Сашу Печерского в «Побеге из Собибора».
Среди прочих понравился эпизод с чудом враждебной техники – дамским пеленгатором: ездить на велосипеде и сверяться с наручным мини-индикатором (кило на два). «Штирлиц бежал сзади и делал вид, что прогуливается». Поклонники той техники оценят танк июля 43-го :))). Вопрос к ним же – это «Москито» раздобыли?

Оказывается, «Черная книга» очень похожа на «Солдата». И там и там, в начале показывают финал (не весь), а потом рассказывают, как герои дошли до жизни такой. Но содержание абсолютно не просчитывается :). Фильмы о жизни. Похожи некоторые эпизоды – с катером и «подставой», музыкальные хиты тех лет. Много великолепных.
Некоторые вещи непонятны. Неужели в конце 44-го года, на пятый (!) год оккупации, некоторые подпольщики действительно были такими ламерами и истериками? На явку врываются солдаты, один из подпольщиков исхитряется их перебить, другой предлагает не сразу убегать, а сначала похоронить их по-христиански. Просто нет слов.
Как и в «Солдате», Верховен обладает своеобразным взглядом и воздает всем. Вот угнетенные беженцы – в манто и бриллиантовых колье, с макияжем, которому Любовь Орлова в лучшие времена позавидует. На пятый год оккупации. А вот голландцы, делающие на них бизнес. Но лучшие сцены – это о борьбе с терроризмом и защите общеевропейских ценностей. «Вместе с фюрером мы сражаемся за свободную Европу!» и «Никаких переговоров с террористами!» - это нечто. Прав был «лорд Эксетер» :)). Но самое интересное будет после освобождения, вот тут-то все и начнется… Очень поучительно, особенно сетевым борцам с «-измами» (если бы они слушали чужие аргументы). Оголтелая борьба за идеалы нередко делает борцов хуже болезни. Оглянуться не успевают, как начинают целоваться с куда худшими врагами. А ведь скажешь – такой крик будет… «Да ты что, да я никогда, да я так страдал(-а)». Это уже не лечится, разве что самой жизнью.
Керис Ван Хутен - симпатичная девушка и хорошая актриса, очень напоминает Наоми Уоттс и Эмили Уотсон.
Технические детали :) – фильм выпустила та же фирма, что и «Алатристе», картинка похуже, но есть оригинальная дорожка и русские субтитры, да еще и бонусы – разговор с режиссером и актерами. :)
P. S. Оказывается, гауптштурмфюрер-филателист – в некотором роде мой коллега :).
P. P. S. Не зря фильмы казались схожими – Верховен хотел снять «Черную книгу» со времен «Солдата». Оба раза получился самой дорогой фильм Голландии :). Страшно сказать, 2,5 миллиона долларов и 16 миллионов евро…
Tags: История, Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments