Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

«Ратный подвиг науки» - экскурсия ФВЛа.

Отчет с одноименной выставки в Политехническом. Что впечатлило особо – линейка. С нанесенными сведениями – как считать площадь круга, кольца, теорема Пифагора, куда, как и сколько закладывать взрывчатки при разрушении танков и орудий… Хочу.
Советские вундервафли: электрогеликоптеры ЭГ-1 - ЭГ-6 (четыре движка по 6,8 кВт, вес 120 кг, полетный - 200). Самоуправляемая бомба СБ-1М С. А. Лебедева с телекамерами.

Термогенератор ТГ-1 «котелок» -нагреваем, есть ток. И «солдат-мотор» для освещения, например, операционных. Прибор ночного видения Куксенко, Гамма-ВЭИ для самолетов. Из шарашек – еще гаубица БЛ-7, стальной катер дальнего действия – пара таких утопила в Ялте подлодку.
Подготовка эвакуации – зима 1938-39, особенно из Ленинграда. Нефть – грозненская (лучшая), бакинская (дешевая). Эмба – открыта «на кончике пера». Что любопытно, до сих пор происхождение нефти так и не установлено, но находили ее в СССР по обеим теориям. В Индонезии США много вложили, не нашли (сдается мне, послужило сюжетом «Кинг-Конга» 70-х).
Катюши: создание во многом по бедности – можно было использовать некондиционный порох. А калибр выбрали потому, что на момент начала разработок в Ленинграде был единственный насос, формирующий пороховые шашки только диаметром 27 мм – отсюда 82 и 132. Немцами РС назывались feuerschlange – за извивание в полете. В силу простоты конструкции М-31 стоил 140 рублей, немецкий аналог – 800 марок (умножить на два).
Предвоенный СССР тратил на танки 200 млн. руб в год, на авиацию – вчетверо больше. При ≈одинаковой стоимости БТ и И-16 дорого обходилось обучение, поддержание аэродромов, наука. За 1930-35 выпущено 18 тысяч инженеров-конструкторов, 9600 пошло в наркомат авиапромышленности (на флот - 300). Примерно то же было в других странах, кроме США. Там приоритет авто, злые конкуренты язвили, что только автомобилист мог сделать «Аэрокобру» с дверцей и редуктором - "коробкой передач". Опять же знаменитый мотор «Либерти» создавали в отеле-шарашке автомобилисты.
СССР создал мотор М-11 Швецова - с 1929 по 1957 выпускался практически без изменений, заменен АИ-14 (с 1953 по сей день). М-34-35-38-42 – мог работать трое суток без остановки (полеты через полюс), но вес 800 кг против 500.
ЛаГГ – с подачи Аграновского (?) стал «гробом», но прочен и устойчив в воздухе, прощал ошибки, выпускался до 44 – в ПВО и вспомогательные.
Ла-5 Громов не любил из-за обзора, но мощный мотор и вооружение позволяли бросать Ла на усиление. Но бились при посадке, как и Мессеры – те из-за шасси.
Оказывается, летчик у Галлая, мечтавший «дожить бы нам до такого времени, чтобы шестеркой или восьмеркой зажать пару «мессеров», да дать им жизни, да загнать, сукиных детей, в землю! Вот это было бы дело...» - некто Покрышкин. В конце войны скинулись на подарок – над Котбусом зажали пару ФВ-190 сорока истребителями. Один немец прыгнул сам :).
Но «летчикам нравились Яки» - спортивные, легкие, управляемые - усилие на ручке до 7-8 кг, а не 30-40. Но прочность – отсюда поломки по технике. Но выпуск на конвейере.
У союзников низковысотными были варианты Спитфайров, Тайфун, Темпест, Киса.
Су-2 – самолету не повезло. Екатерина Зеленко сотоварищи смогла сжечь на аэродроме 12 самолетов, позднее таранила истребитель. Сухой продвигал науку.
СБ до 45 был транспортником и разведчиком погоды - неисследованная область, кроме Буркатовского :).
Микоян был администратором, Гуревич – аэродинамик. Но на МиГ требовалось полторы тонны дюраля (оставалось 500), на Як – 600 и 250.
ДБ-3 мог продержаться в воздухе сутки, «послушный штурвалу», но это же и выматывало летчика.

Большое спасибо всем присутствовавшим, особенно fvl1_01

Лекция Исаева там же
Tags: История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments