Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

«Аватар» - попытка разбора.

СИГУРНИ УИВЕР, патетически: Ну почему, почему вы не хотите добывать ваш ХРЕНИУМ в другом месте? ©the_mockturtle

— Я очень сожалею, что мне придется так поступить. Но ты нарушил присягу Звездной пехоты и вдобавок покушался на жизнь своего командира. Ты дезертир и предатель, и за любое из этих преступлений тебе полагается смерть. © Владимир Фирсов, Эликсир силы (1970).

Прежде всего, прошу прощения у тех, кто не любит фильм на букву «А» или устал от споров на тему. Просто мне было интересно потренироваться в ответах на животрепещущие вопросы (опираясь строго на фильм, а не на Вики):
Так предатель известно кто или нет?
Почему у животных на Пандоре шесть конечностей, а у аборигенов – четыре? Вопрос, почему у На’ви человеческие ягодицы, отметается за неприличностью и очевидностью.
Почему у экзоскелетов негодная броня?
Украл ли Кэмерон идею у Стругацких?

Земля.
Техника позволяет осуществлять межзвездные перелеты – регулярные, вроде бы безопасные (например, с рейсами за пряностями не сравнить) и коммерчески выгодные (!). Биология – создавать генетические гибриды людей и инопланетян (не менее сложная задача). При этом имеются как минимум две точки локальных конфликтов – Нигерия и Венесуэла, где воют и получают ранения персонажи. Высокий уровень преступности – квалифицированного ученого, брата главного героя, убивают «из-за пары долларов», сам он инвалид без шансов на излечение или пристойные протезы. Причем будущий «предатель» стрелял отнюдь не по тиграм (разве что Тамил Илама).
Пандора.
Кроме ядовитой атмосферы, в целом пригодна для жизни человека.
Хрениум Анобтаниум.
Идет массированная добыча – целыми «БелАЗами». Анобтаниум крайне дорог, но в чем, собственно, его ценность для Земли? Если бы он был жизненно важен – его бы руками грузили, в три смены. И даже не заикались о цене. Кто читал «Третьего человека» Грина и смотрел одноименный фильм – помнит, что там делали с любителями гешефта на пенициллине. В строго капиталистическом обществе. Вместо этого эффективные менеджеры прямо говорят: «Они сидят на моих бабках», постоянно подчеркивается стоимость минерала, а не его ценность (например, «без него Земля завтра умрет от голода»), на базе – толпа «дармоедов» в виде солдат и ученых. Разработки уже есть, объем громаден, почему надо копать именно под деревом и зачем Земле столько минерала – не припоминаю.
Я могу найти логичное объяснение – жадность (кто может предложить еще?). Просто нет необходимости изучать аборигенов, что-то им предлагать, когда можно снести препятствие бульдозерами. И в эту же версию укладывается «слепота» в отношении местного Скайнета – «переходники» видели за годы до момента действия фильма, но руководству было плевать. Тем более – найти аналог огненной воды или опиума при таком знании физиологии не проблема. Взять хоть «Львов Эльдорадо» Карсака – там практически идентичная корпорация действовала куда тоньше.
На’ви.
Внешне выглядят копиями индейцев (вплоть до языка, как отзывались более знающие люди). Есть практически не контактирующие кланы (см. Торук Макто и Время скорби), есть стремление убивать чужаков. При этом руководство учит земной язык, не афишируя умение. Эйва… С одной стороны, «информаторий» (со слов) и возможность подключаться к животным (с понятными бонусами), с другой – охота на них же, гибель от лап хищников и несчастных случаев. Т. е. никакой идиллии Кэмерон не показывает. Остальное вполне укладывалось бы в традиционные верования. Т. е. Эйва проявляет себя только в финале, а «бабочки» садятся на избранных и в сериалах :). Может, им запах понравился.
Можно развить тему, поднятую ув. sanitareugen – «курорта» высокоразвитой цивилизации. Или вообще (не)гуманоидной, меняющей внешность по выбору. Можно проще – происхождение от местных обезьян, переходных по конечностям (это не я такой умный, подсказали на зоологическом форуме).



Вооружения. Почему полтора века спустя так примитивно?





А зачем? Против дикарей с луками экзоскелетов – более чем достаточно. Стекло защищает от атмосферы, и хорошо, а обзор всегда пригодится (см. фото современного «голого» пулеметчика) . Если судить по стрелам в колесах – ничего серьезного На’ви даже грузовикам сделать не могут. Попыток атаки базы в фильме, ЕМНИП, не показаны – земляне спокойно выгружаются и ходят по открытому воздуху, никакого Пирра. Уточнение – по словам полковника, аборигены используют яд, останавливающий сердце за минуту, плюс фауна армирована изнутри. И не любит он планету в целом, а не только аборигенов – как вызов своим навыкам, отказываясь вернуться на Землю для исправления лица. Тем не менее, имея аналоги ганшипа и В-52 (и без них), земляне спокойно выигрывали у кучки дикарей. И даже явление «Муаддиба» и хитрый план в принципе не сильно изменили ситуацию. Плюс оружие зачастую вещь консервативная. Даже развитые страны сейчас используют пулеметы 1920-х и патроны позапрошлого века. А должны были бы стрелять атомными пулями из лазерных ружей :). Если бы Тюренну или капитану Алатристе показали современный автомат, они бы поняли (?), что это мушкет. Плюс пункт «жадность», плюс природные помехи.
Предательство.
Здесь руководство совершило минимум два сильных хода и два слабых. Сильные – обещание полковника дать ноги, апелляция к солдатскому братству, плюс показ Салли его же записи с выводом о невозможности привлечь на’ви земными ценностями. Слабые – не эвакуировали «шпиона», перевыполнившего задание. Хотя новое тело сразу же подействовало на него как наркотик, не говоря уже о новом мире и востребованности. Второй просчет – не использовали момент с ножом у горла: «видишь, как твои друзья тебя любят?»
«Плагиат».
Честно говоря, не ожидал такой реакции. Да, у Стругацких есть планета Пандора (древние греки тоже украли?), на ней джунгли и неведомые чудища, и «Улитка на склоне» с лесом и туземцами. И что? Иде у Кэмерона ракопаук, мертвяки и запах покойницкой, а у Стругацких – торук, па’ли и летающие скалы? Неужели столько любителей фантастики не хотят вспоминать, например, Мир Смерти Гаррисона? Начатый в 1956 году, когда АБС только приступали к описанию торжества коммунизма? Кстати, о коммунизме. Что интересно, Урановую Голконду как доказательство плагиата вроде бы не упоминали? И еще навскидку: Берроуз с трехметровыми цветными марсианами (с 1912-1917), Герберт со «spice must flow», дикарями-наездниками и пророчествами, Ле Гуин с победой дикарей над ровно такими же землянами, Андерсон, Саймак и Булычев с внедрением сознания в нужное тело, Маккефри с драконами... Сюжет поисков сверхценного минерала на планете с джунглями был музыкальным инструментом еще во времена Дока Смита, а дочка вождя, полюбляющая чужеземца – во времена Купера. Уж если брать отечественных писателей, то наибольшее сходство (ИМХО) – с процитированным Фирсовым, там даже гипербронебойные луки есть. А ИМХО потому, что эту вещь я еще в детстве читал :).
Также непонятны заявления, что то ли дело «Звездные войны», или «а вот раньше Кэмерон снимал «Терминатора»… Можно открыть любой приличный сайт по «Звездным войнам» и убедиться, что Лукас только что пальцем не показывал на источники – от джедай гэки и «Скрытой угрозы крепости» Куросавы до Лени Рифеншталь и вестернов. И «Терминатор» аналогично – от «Второй модели» Дика до «Westworld» Крайтона.
По легенде, когда разбирался плагиат Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», судья сказал писателю-истцу – да, сходство есть, но ваш роман – плох, а у Жюля Верна – великолепен.
Спасибо за то, что прочли. :) Если что-то упустил, хотите сказать – пожалуйста.

В качестве бонуса – сайт на русском языке, в т. ч. полный сценарий фильма и перевод прочих статей.
Tags: "Аватар", Кино, Литература, НФ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 139 comments