Ecoross (ecoross1) wrote,
Ecoross
ecoross1

Categories:

«Аватар» - попытка разбора.

СИГУРНИ УИВЕР, патетически: Ну почему, почему вы не хотите добывать ваш ХРЕНИУМ в другом месте? ©the_mockturtle

— Я очень сожалею, что мне придется так поступить. Но ты нарушил присягу Звездной пехоты и вдобавок покушался на жизнь своего командира. Ты дезертир и предатель, и за любое из этих преступлений тебе полагается смерть. © Владимир Фирсов, Эликсир силы (1970).

Прежде всего, прошу прощения у тех, кто не любит фильм на букву «А» или устал от споров на тему. Просто мне было интересно потренироваться в ответах на животрепещущие вопросы (опираясь строго на фильм, а не на Вики):
Так предатель известно кто или нет?
Почему у животных на Пандоре шесть конечностей, а у аборигенов – четыре? Вопрос, почему у На’ви человеческие ягодицы, отметается за неприличностью и очевидностью.
Почему у экзоскелетов негодная броня?
Украл ли Кэмерон идею у Стругацких?

Земля.
Техника позволяет осуществлять межзвездные перелеты – регулярные, вроде бы безопасные (например, с рейсами за пряностями не сравнить) и коммерчески выгодные (!). Биология – создавать генетические гибриды людей и инопланетян (не менее сложная задача). При этом имеются как минимум две точки локальных конфликтов – Нигерия и Венесуэла, где воют и получают ранения персонажи. Высокий уровень преступности – квалифицированного ученого, брата главного героя, убивают «из-за пары долларов», сам он инвалид без шансов на излечение или пристойные протезы. Причем будущий «предатель» стрелял отнюдь не по тиграм (разве что Тамил Илама).
Пандора.
Кроме ядовитой атмосферы, в целом пригодна для жизни человека.
Хрениум Анобтаниум.
Идет массированная добыча – целыми «БелАЗами». Анобтаниум крайне дорог, но в чем, собственно, его ценность для Земли? Если бы он был жизненно важен – его бы руками грузили, в три смены. И даже не заикались о цене. Кто читал «Третьего человека» Грина и смотрел одноименный фильм – помнит, что там делали с любителями гешефта на пенициллине. В строго капиталистическом обществе. Вместо этого эффективные менеджеры прямо говорят: «Они сидят на моих бабках», постоянно подчеркивается стоимость минерала, а не его ценность (например, «без него Земля завтра умрет от голода»), на базе – толпа «дармоедов» в виде солдат и ученых. Разработки уже есть, объем громаден, почему надо копать именно под деревом и зачем Земле столько минерала – не припоминаю.
Я могу найти логичное объяснение – жадность (кто может предложить еще?). Просто нет необходимости изучать аборигенов, что-то им предлагать, когда можно снести препятствие бульдозерами. И в эту же версию укладывается «слепота» в отношении местного Скайнета – «переходники» видели за годы до момента действия фильма, но руководству было плевать. Тем более – найти аналог огненной воды или опиума при таком знании физиологии не проблема. Взять хоть «Львов Эльдорадо» Карсака – там практически идентичная корпорация действовала куда тоньше.
На’ви.
Внешне выглядят копиями индейцев (вплоть до языка, как отзывались более знающие люди). Есть практически не контактирующие кланы (см. Торук Макто и Время скорби), есть стремление убивать чужаков. При этом руководство учит земной язык, не афишируя умение. Эйва… С одной стороны, «информаторий» (со слов) и возможность подключаться к животным (с понятными бонусами), с другой – охота на них же, гибель от лап хищников и несчастных случаев. Т. е. никакой идиллии Кэмерон не показывает. Остальное вполне укладывалось бы в традиционные верования. Т. е. Эйва проявляет себя только в финале, а «бабочки» садятся на избранных и в сериалах :). Может, им запах понравился.
Можно развить тему, поднятую ув. sanitareugen – «курорта» высокоразвитой цивилизации. Или вообще (не)гуманоидной, меняющей внешность по выбору. Можно проще – происхождение от местных обезьян, переходных по конечностям (это не я такой умный, подсказали на зоологическом форуме).



Вооружения. Почему полтора века спустя так примитивно?





А зачем? Против дикарей с луками экзоскелетов – более чем достаточно. Стекло защищает от атмосферы, и хорошо, а обзор всегда пригодится (см. фото современного «голого» пулеметчика) . Если судить по стрелам в колесах – ничего серьезного На’ви даже грузовикам сделать не могут. Попыток атаки базы в фильме, ЕМНИП, не показаны – земляне спокойно выгружаются и ходят по открытому воздуху, никакого Пирра. Уточнение – по словам полковника, аборигены используют яд, останавливающий сердце за минуту, плюс фауна армирована изнутри. И не любит он планету в целом, а не только аборигенов – как вызов своим навыкам, отказываясь вернуться на Землю для исправления лица. Тем не менее, имея аналоги ганшипа и В-52 (и без них), земляне спокойно выигрывали у кучки дикарей. И даже явление «Муаддиба» и хитрый план в принципе не сильно изменили ситуацию. Плюс оружие зачастую вещь консервативная. Даже развитые страны сейчас используют пулеметы 1920-х и патроны позапрошлого века. А должны были бы стрелять атомными пулями из лазерных ружей :). Если бы Тюренну или капитану Алатристе показали современный автомат, они бы поняли (?), что это мушкет. Плюс пункт «жадность», плюс природные помехи.
Предательство.
Здесь руководство совершило минимум два сильных хода и два слабых. Сильные – обещание полковника дать ноги, апелляция к солдатскому братству, плюс показ Салли его же записи с выводом о невозможности привлечь на’ви земными ценностями. Слабые – не эвакуировали «шпиона», перевыполнившего задание. Хотя новое тело сразу же подействовало на него как наркотик, не говоря уже о новом мире и востребованности. Второй просчет – не использовали момент с ножом у горла: «видишь, как твои друзья тебя любят?»
«Плагиат».
Честно говоря, не ожидал такой реакции. Да, у Стругацких есть планета Пандора (древние греки тоже украли?), на ней джунгли и неведомые чудища, и «Улитка на склоне» с лесом и туземцами. И что? Иде у Кэмерона ракопаук, мертвяки и запах покойницкой, а у Стругацких – торук, па’ли и летающие скалы? Неужели столько любителей фантастики не хотят вспоминать, например, Мир Смерти Гаррисона? Начатый в 1956 году, когда АБС только приступали к описанию торжества коммунизма? Кстати, о коммунизме. Что интересно, Урановую Голконду как доказательство плагиата вроде бы не упоминали? И еще навскидку: Берроуз с трехметровыми цветными марсианами (с 1912-1917), Герберт со «spice must flow», дикарями-наездниками и пророчествами, Ле Гуин с победой дикарей над ровно такими же землянами, Андерсон, Саймак и Булычев с внедрением сознания в нужное тело, Маккефри с драконами... Сюжет поисков сверхценного минерала на планете с джунглями был музыкальным инструментом еще во времена Дока Смита, а дочка вождя, полюбляющая чужеземца – во времена Купера. Уж если брать отечественных писателей, то наибольшее сходство (ИМХО) – с процитированным Фирсовым, там даже гипербронебойные луки есть. А ИМХО потому, что эту вещь я еще в детстве читал :).
Также непонятны заявления, что то ли дело «Звездные войны», или «а вот раньше Кэмерон снимал «Терминатора»… Можно открыть любой приличный сайт по «Звездным войнам» и убедиться, что Лукас только что пальцем не показывал на источники – от джедай гэки и «Скрытой угрозы крепости» Куросавы до Лени Рифеншталь и вестернов. И «Терминатор» аналогично – от «Второй модели» Дика до «Westworld» Крайтона.
По легенде, когда разбирался плагиат Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», судья сказал писателю-истцу – да, сходство есть, но ваш роман – плох, а у Жюля Верна – великолепен.
Спасибо за то, что прочли. :) Если что-то упустил, хотите сказать – пожалуйста.

В качестве бонуса – сайт на русском языке, в т. ч. полный сценарий фильма и перевод прочих статей.
Tags: "Аватар", Кино, Литература, НФ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 139 comments